Дизельное топливо – это продукт переработки нефти, являющийся горючей жидкостью светлого оттенка, которая имеет низкую (до 60 градусов по Цельсию) температуру вспышки. Дизтопливо отличается тем, что легко испаряется, имеет небольшую токсичность, а также характеризуется высокой взрывоопасностью. Горючее данного типа относиться к третьему классу опасности. По стандартам ДОПОГ ему присвоен № 00Н12О2, а также 3-я группа упаковки.
Утечка дизтоплива, как и прочих ГСМ, недопустима. При разливе больших объемов подобных веществ объявляется чрезвычайная ситуация, которая приравнивается к экологической катастрофе локального характера. По этой причине перевозка дизельного топлива требует четкого соблюдения особых правил транспортировки опасных веществ.
Виды автомобильного транспорта для перевозки дизтоплива
Практически все горюче-смазочные материалы перевозятся в специальных цистернах. Доставка таких веществ может осуществляться следующими видами транспортных средств:
-
Бензовозы, которые отлично подходят для транспортировки бензина и моторных масел, а также растворителей и прочих ГСМ, имеющих схожий состав. Данная спецтехника не нуждается в дополнительной термоизоляции для утепления, а потому является более легкой, чем автомобильные цистерны, предназначенные для перевозки темных нефтепродуктов.
-
Топливозаправщики, конструкция которых предусматривает наличие специального насосного оборудования, позволяющего осуществлять дозированную перекачку горючего.
-
Битумовозы, являющиеся спецавтоцистернами, обеспечивающими поддержание особых условий транспортировки битума, для чего в штатное бортовое оборудование включена горелка.
-
Газовозы, которые дают возможность перевозить различные опасные вещества, включая сжиженный природный газ, внутри специальных резервуаров. Эта спецтехника также агрегатируется насосными установками для перекачки нефтепродуктов и газа в резервуары стационарного типа.
Наиболее популярна перевозка дизтоплива бензовозом
Требования к автомобилям для перевозки дизельного топлива
Невозможно использовать автомобильные цистерны для перевозки ГСМ без соответствующего оснащения. К подобным машинам предъявляются особые требования, которые, помимо прочего, включают следующие аспекты:
-
Техническая исправность. Как тягачи, так и прицепная колесная техника дважды в год должны проходить полный техосмотр, по результатам которого выдается диагностическая карта, подтверждающая абсолютную исправность техники. Также данный вид транспортных средств подвергается тщательному осмотру до и после любого выезда.
-
Пожарная безопасность транспортного средства. Автомобильная цистерна для перевозки дизтоплива должна быть заземлена, что позволяет минимизировать вероятность возникновения разряда статического электричества, его воздействия на горючее и, как следствие, возгорания топлива.
-
Выхлопная труба автомобиля должна позиционироваться фронтально, а её глушитель следует оснащать специальным гасителем пламени.
-
Данный вид спецтехники комплектуется противооткатными упорами (они же башмаки), обеспечивающими надежную фиксацию ТС на наклонном дорожном полотне, а также огнетушителями и спецсредствами для тушения огня.
-
Маркировка спецзнаками, указывающими на опасность содержимого цистерны. Емкость для перевозки дизельного топлива должна маркироваться символами UN N2OOH и знаком опасности №3. Помимо того, на автоцистерне размещается хорошо различимая надпись «ОГНЕОПАСНО», а также указывается тип ГСМ, номер партии, дата изготовления груза и его масса (нетто).
-
Уровень заполнения. Поскольку дизтопливо под воздействием изменения температуры может изменять свой объем, при заполнении автоцистерны всегда оставляют свободное пространство внутри не менее 5% всего объема емкости.
Все автоцистерны, используемые для перевозки дизельного топлива, должны иметь техпаспорт, а также, в соответствии с регламентом, регистрацию в Ростехнадзоре.
Знак опасного груза "Дизельное топливо"
Специфика емкостей для перевозки дизельного топлива
Цистерны для дизтоплива имеют свои конструктивные особенности, обусловленные свойствами перевозимого вещества:
-
Емкость для дизельного топлива имеет круглое или эллиптическое сечение, а также размещается в горизонтальной плоскости.
-
Все грузы, которые относятся в высокому классу опасности, перевозятся в емкостях из стального или алюминиевого сплава, имеющих специальное антистатическое внутреннее покрытие.
-
Конструктивно цистерна для ДТ может иметь несколько отсеков, каждый из которых оснащается отдельной горловиной для загрузки вещества и пламегасителем.
-
Цистерны для опасных жидкостей комплектуются рекуперационной системой, расширительными коробами, специальными датчиками, а также донными и дыхательными клапанами.
-
Конструкция емкости для дизтоплива имеет сливную арматуру, которая для каждого отсека цистерны является отдельной. Это оборудование всегда монтируется внизу.
Согласно действующим правилам транспортировки дизтоплива, емкости для горючего требуют особой подготовки. В случаях, когда автоцистерна ранее использовалась под транспортировку иного вещества, она подлежит капитальной очистке, мытью, пропариванию и сушке. Это обусловлено тем, что смешивание различных нефтепродуктов недопустимо.
Требования к документам при перевозке дизельного топлива
Для перевозки дизельного топлива нужны соответствующие документы, в отношении которых также действуют особые требования. В перечне такого пакета документов должен быть:
-
договор о поставках, который регламентирует сотрудничество обладателя груза и компании, осуществляющей транспортировку;
-
накладные – бумаги, оформленные в полном соответствии с российскими или международными стандартами(специфика документов может отличаться в различных регионах перевозки);
-
паспорт качества и сертификат качества, подтверждающие прохождение специальных исследований груза.
Обязательные документы для перевозки дизтоплива - договор, транспортная накладная и документы, подтверждающие качество
Полный комплект документов для таможни, а также санитарной и карантинной службы должен быть оформлен в надлежащем порядке и всегда в наличии у водителя.
В случаях, когда осуществляется транспортировка дизтоплива в объемах более 1000 литров, водитель автоцистерны также должен иметь:
-
маршрутный лист, в котором указана вся информация о пути перемещения груза;
-
допуск автомобиля к эксплуатации с опасным содержимым цистерны ADR-3.
-
свидетельство ДОПОГ, которое подтверждает соответствующую квалификацию оператора транспортного средства и его допуск к работе.