Для транспортировки светлых нефтепродуктов и других различных видов жидкого топлива применяют специализированные автотранспортные средства – бензовозы. Учитывая жесткие требования по обеспечению пожарной безопасности при перевозке грузов этой категории, в конструкцию таких машин внесены серьезные изменения. Необходимо отметить, что реализованные технические решения позволяют использовать автотехнику данного класса в качестве мобильных автозаправочных станций, что особенно важно при различных сельскохозяйственных или строительных работах, когда холостой пробег техники к месту заправки приносит существенные убытки. Оправдано применение бензовозов в таком качестве и на других объектах, которые находятся на значительном удалении от действующих АЗС.
Технику этого класса можно разделить на две основные категории — автоцистерны АЦ ГСМ и бензовозы с УВТ. Первый тип автомобилей обеспечивает только перевозку горючего к автозаправочным станциям со сливом груза в подземные или поверхностные емкости-хранилища. Выгрузка топлива может осуществляться как самотеком, так и при помощи насосного оборудования.
Бензовозы с УВТ считают более совершенной техникой, которая и способна обеспечить заправку других автомобилей или спецтехники. Помимо насосного оборудования, такие машины комплектуются приборами контроля, позволяющими точно определить количество переданного топлива. В стандартный набор устройств входят:
Существует и классификация по типу транспортировки цистерн, по этому критерию можно выделить:
В зависимости от модификации автомобиля на него могут устанавливаться несколько типов цистерн. Наиболее распространенным считают эллипсообразные (овальные) емкости, но на дорогах можно встретить и цистерны «чемоданного» (прямоугольного) типа. Для изготовления может применяться оцинкованная сталь, алюминий, современные модели бензовозов делают с емкостями из полимерных материалов.
Более совершенные модификации бензовозов комплектуются резервуарами, разделенными на несколько отсеков с установкой насосного оборудования. Такое решение позволяет перевозить несколько видов жидкого топлива и обеспечивать заправку разных видов транспортных средств и спецтехники.
Учитывая то, что основная часть жидкого топлива относится к третьей группе пожарной опасности, автомобили, перевозящие такое горючее, должны соответствовать определенным требованиям. В конструкции бензовозов предусмотрены следующие технические решения:
К управлению бензовозами должны привлекаться только водители, которые прошли соответствующее степени риска обучение. От этого во многом зависит опасность перевозки горюче-смазочных материалов легковоспламеняемой категории.