Техническое обслуживание автомобильных цистерн является обязательным этапом эксплуатации данной спецтехники. Если техобслуживание делать своевременно и в полном соответствии с регламентами, автоцистерна будет исправно выполнять свои функции и служить максимально долго. По этой причине выполнять сервисные работы должны исключительно квалифицированные мастера с опытом проведения подобных мероприятий.
Виды технического обслуживания
Выделяют 4 разновидности ТО автомобильных цистерн:
- ежедневное (ЕО) – проводится до выезда машины из автопарка и после возвращения на стоянку;
- первое (ТО-1) – полная проверка бортовых систем и механизмов после пробега в 1,5 тысячи км;
- второе (ТО-2) – тех обслуживание, осуществляемое после пробега в 7,5 тысячи км;
- сезонное (СО) – осуществляется дважды в год при смене погодных условий (весной и осенью).
Ежедневное ТО предусматривает тщательную проверку креплений и состояния конструктивных элементов машины, включая насосное оборудование, силовой агрегат, фильтрующие элементы и т. д. Помимо того, ЕО предусматривает проверку работоспособности измерительной аппаратуры и штатных автоматических систем, от которых зависит эффективность эксплуатации автоцистерны.
Первое техобслуживание (ТО-1) часто выполняется параллельно с плановым обслуживанием шасси, на котором расположена цистерна. Обычно это происходит через 40-60 циклов загрузки/разгрузки или же через 7500 километров пробега. Во время такого ТО обязательно подлежат проверке основные системы спецтехники. Речь идет о мониторинге:
- функционирования гидромеханизмов (таких, как компрессор, насосное оборудование и пр.);
- состояния крепежа насосного привода, электропроводки, карданного вала и насоса;
- работоспособности штатного огнетушителя;
- степени износа учетных приборов и отдельных узлов машины.
Помимо того, первое техобслуживание предусматривает смазку механизмов и узлов, а также устранение выявленных поломок.
Второе ТО обычно выполняется параллельно с плановым техническим обслуживанием автомобиля или же после того, как оборудование выполнит 250 полных циклов загрузки/разгрузки. В этом случае обязательно проводятся мероприятия, которые характерны ТО-1. Помимо того, второе техобслуживание предусматривает дополнительные работы, которые позволяют оценить:
- состояние насосного привода и кардана;
- изменение качества покрытия цистерны;
- износ деталей бортовых агрегатов;
- качество функционирования датчиков и тахометра.
В этот же перечень следует включить проверку эффективности работы дыхательных и предохранительных клапанов, ограничителей загрузки цистерны и пневмосистемы. В случае обнаружения повреждений или снижения эффективности функционирования данного оборудования, оно подлежит замене.
ТО-2 завершается очисткой и мытьем резервуара изнутри, а также отдельных конструктивных элементов автоцистерны.
Что до сезонного технического обслуживания, то оно позволяет подготовить спецтехнику к эксплуатации в конкретное время года. Такое ТО предусматривает все вышеуказанные работы, к перечню которых добавляется проверка на герметичность трубопроводов и всей системы, проверка пневмооборудования и электропроводки, а также прочих систем и агрегатов.
Государственная проверка автомобильной цистерны проводится контролирующими органами ежегодно.
Рекомендации по обслуживанию и техника безопасности
При техобслуживании автомобильной цистерны, предназначенной для транспортировки нефтепродуктов, настоятельно рекомендуется обратить внимание на:
- обеспечение безопасности - сто предусматривает проверку системы на герметичность каждый день, а также функционирования световой сигнализации, приборов освещения и измерения, комплектности средств заземления и тушения пожара;
- эффективность, безопасность и корректность проведения смазочно-заправочных мероприятий;
- надежность фиксации емкости цистерны к раме тягача, а также качества крепления насосного оборудования, магистральных трубопроводов и прочих агрегатов спецтехники;
- состояние напорных рукавов, герметичность цистерны, работоспособность клапанов и корректность показаний штатных приборов.
Категорически запрещено ремонтировать электрооборудование, которое остается запитанным от сети, а также осматривать такое оборудование или менять предохранители, если они подключены к АКБ. Помимо того, при проведении техобслуживания запрещается размещать около цистерны устройства, которые могут быть источником пламени или искр, а также применять открытый огонь.
Прежде, чем выполнять очистку, консервацию или же ремонтные работы, требуется:
- слить все содержимое цистерны;
- закрыть заглушками патрубки и открыть задвижку;
- налить в резервуар воду и перемешивать её, чтобы вытеснить остатки нефтепродуктов;
- слить всю жидкость, используемую для мытья;
- пропарить емкость (6 часов) с последующей продувкой (от 30 минут);
- произвести ополаскивание емкости, после чего слить воду и просушить емкость в течение пяти дней, в каждый из которых дважды производится продувка.
Для качественного проветривания емкости необходимо оставить люк открытым. Сама же техника должна находится на огороженной стоянке, а доступ к ней открывается лишь после того, как специалисты производят отбор проб воздуха посредством анализатора газа.
Человек, который выполняет работы в самой цистерне, должен надевать специальную защитную одежду и обувь. Помимо того, он должен иметь противоскользящий коврик, работающий противогаз, страховочный пояс с привязанным страховочным канатом. К тому же, на месте выполнения очистки цистерны обязательно должны быть в наличии средства первой медпомощи.
Работая внутри резервуара автоцистерны, нужно использовать исправное оборудование и инструмент, которые изготовлены из не искрящих материалов. Грязь, оседающая на дно резервуара, удаляется посредством щеток и скребков из капрона, которые не способны вызвать искрение.