Техническое обслуживание автомобильных цистерн является обязательным этапом эксплуатации данной спецтехники. Если техобслуживание делать своевременно и в полном соответствии с регламентами, автоцистерна будет исправно выполнять свои функции и служить максимально долго. По этой причине выполнять сервисные работы должны исключительно квалифицированные мастера с опытом проведения подобных мероприятий.
Выделяют 4 разновидности ТО автомобильных цистерн:
Ежедневное ТО предусматривает тщательную проверку креплений и состояния конструктивных элементов машины, включая насосное оборудование, силовой агрегат, фильтрующие элементы и т. д. Помимо того, ЕО предусматривает проверку работоспособности измерительной аппаратуры и штатных автоматических систем, от которых зависит эффективность эксплуатации автоцистерны.
Первое техобслуживание (ТО-1) часто выполняется параллельно с плановым обслуживанием шасси, на котором расположена цистерна. Обычно это происходит через 40-60 циклов загрузки/разгрузки или же через 7500 километров пробега. Во время такого ТО обязательно подлежат проверке основные системы спецтехники. Речь идет о мониторинге:
Помимо того, первое техобслуживание предусматривает смазку механизмов и узлов, а также устранение выявленных поломок.
Второе ТО обычно выполняется параллельно с плановым техническим обслуживанием автомобиля или же после того, как оборудование выполнит 250 полных циклов загрузки/разгрузки. В этом случае обязательно проводятся мероприятия, которые характерны ТО-1. Помимо того, второе техобслуживание предусматривает дополнительные работы, которые позволяют оценить:
В этот же перечень следует включить проверку эффективности работы дыхательных и предохранительных клапанов, ограничителей загрузки цистерны и пневмосистемы. В случае обнаружения повреждений или снижения эффективности функционирования данного оборудования, оно подлежит замене.
ТО-2 завершается очисткой и мытьем резервуара изнутри, а также отдельных конструктивных элементов автоцистерны.
Что до сезонного технического обслуживания, то оно позволяет подготовить спецтехнику к эксплуатации в конкретное время года. Такое ТО предусматривает все вышеуказанные работы, к перечню которых добавляется проверка на герметичность трубопроводов и всей системы, проверка пневмооборудования и электропроводки, а также прочих систем и агрегатов.
Государственная проверка автомобильной цистерны проводится контролирующими органами ежегодно.
При техобслуживании автомобильной цистерны, предназначенной для транспортировки нефтепродуктов, настоятельно рекомендуется обратить внимание на:
Категорически запрещено ремонтировать электрооборудование, которое остается запитанным от сети, а также осматривать такое оборудование или менять предохранители, если они подключены к АКБ. Помимо того, при проведении техобслуживания запрещается размещать около цистерны устройства, которые могут быть источником пламени или искр, а также применять открытый огонь.
Прежде, чем выполнять очистку, консервацию или же ремонтные работы, требуется:
Для качественного проветривания емкости необходимо оставить люк открытым. Сама же техника должна находится на огороженной стоянке, а доступ к ней открывается лишь после того, как специалисты производят отбор проб воздуха посредством анализатора газа.
Человек, который выполняет работы в самой цистерне, должен надевать специальную защитную одежду и обувь. Помимо того, он должен иметь противоскользящий коврик, работающий противогаз, страховочный пояс с привязанным страховочным канатом. К тому же, на месте выполнения очистки цистерны обязательно должны быть в наличии средства первой медпомощи.
Работая внутри резервуара автоцистерны, нужно использовать исправное оборудование и инструмент, которые изготовлены из не искрящих материалов. Грязь, оседающая на дно резервуара, удаляется посредством щеток и скребков из капрона, которые не способны вызвать искрение.