Наполнение автомобильной цистерны нефтепродуктами выполняется посредством специальных автоматизированных систем, стояков и эстакад. Продукты нефтепереработки в виде топлива характеризуются высокой воспламеняемостью и испаряемостью, а потому требуют предельно жесткого выполнения требований техники безопасности.
Спецоборудование, применяемое для загрузки топлива в автоцистерны, оснащается устройствами, которые обеспечивают герметизацию процедуры налива и предотвращают перелив, а также счетчиками и дозаторами, насосами и пультами дистанционного управления. Помимо того, в перечень оборудования входят автоматизированные системы верхнего и нижнего налива.
Чтобы не допустить накопления статического электричества, автоцистерна комплектуется оборудованием, которое характеризуется низкой производительностью подачи продуктов нефтепереработки на конечной и начальной стадии заполнения емкости. Помимо того, применяются заземлённые наливные рукава, которые снабжены особыми наконечниками, не искрящими при ударах. Наливные рукава подают на самое днище автоцистерны, что минимизирует разбрызгивание топлива при его загрузке.
Объем отгружаемых нефтепродуктов определяется посредством взвешивания груза. В целях обеспечения безопасности процедуры загрузки:
Загружают автоцистерну продуктами переработки нефти двумя способами: верхним или нижним.
Верхний налив является самым распространенным методом загрузки автоцистерны из резервуара, где хранится топливо. Данный метод может подразумевать заполнение цистерны самотеком или же посредством насосного оборудования. Насосы применяют почти всегда, когда речь идет о закачке веществ высокой плотности вроде моторных масел, мазута или сырой нефти.
В процессе любой коммерческой отгрузки продуктов нефтепереработки особое значение имеет как точность налива, так и документальная фиксация этой операции, которая предусматривает оформление накладных и прочей сопроводительной документации. В такой ситуации используются специализированные автоматические комплексы, обеспечивающие предельно точный контроль.
Процедура верхнего налива автомобильной цистерны предусматривает целый ряд операций, который включает:
Стационарная эстакада в обязательном порядке оснащается каплеуловителем и дренажной системой. Такое оборудование необходимо для предотвращения утечки продуктов нефтепереработки в окружающую среду, что ведет к её серьезным загрязнениям.
Схема верхнего налива автоцистерны: 1 - наливной стояк; 2 - счетчик; 3 - клапан-дозатор; 4 - фильтр; 5 - насос.
Значительно реже для наполнения автоцистерны прибегают к методу нижнего налива, который предполагает подключение наливных магистралей через нижний слив. Данная технология является весьма сложной с точки зрения реализации и контроля, а потому она используется крайне редко. Однако нижний налив более безопасен, поскольку при подключении/отключении транспортного средства от станции вероятность возникновения искры минимальная.
Система под названием «нижний налив» представляет собой метод безопасной загрузки в автоцистерны светлых нефтепродуктов, дизтоплива и бензина. Для этого подходит спецтехника, емкость которой имеет в своей конструкции API клапана, к которым подключаются шланги.
В рассматриваемом способе наполнения автоцистерны подача нефтепродуктов осуществляется под высоким давлением, а сам жидкий груз наполняет все отсеки емкости одновременно. Воздух вытесняется горючим через рекуперационный клапан в установку нефтеперерабатывающего завода, после чего проходит процесс переработки.
Процесс наполнения автоцистерны контролируется при помощи оптических сенсоров, автоматически отключающих насосное оборудование при загрузке определенного количества топлива. За счет этого предотвращается перелив и сокращается время загрузки, тогда как оператору нет необходимости следить за процессом.
Система нижнего налива разрабатывалась для того, чтобы свести к минимуму риски возгорания и потери топлива, тем самым повысив экологическую и пожарную безопасность. При заполнении автоцистерны сверху, горючая жидкость может разбрызгиваться, что увеличивает вероятность воспламенения.
Также процесс верхнего налива должен постоянно контролировать оператор, находясь у люка автоцистерны. Такое положение дел существенно повышает опасность получения серьезных травм и катастрофических последствий при возгорании нефтепродуктов. Именно эта проблема являлась главной причиной разработки технологии нижнего налива.
К существенным плюсам последнего специалисты относят и следующие аспекты.
Системы нижнего налива продуктов нефтепереработки включают рекуперационные и API клапаны. Помимо того, в конструкцию включены оптические сенсоры, которые отвечают за контроль заполнения емкости и предотвращение перелива. Данные датчики позиционируются внутри емкости для транспортировки. Указанные клапаны и датчики могут получать механические повреждения, которые происходят не очень часто, но ремонт оборудования может занять много времени. Особенно это актуально в отношении сенсоров, восстановление которых затруднено сложностью схемы интеграции в систему.
Неполадки в работе системы сенсоров могут стать причиной существенных убытков в силу высокой цены ремонта, простоя спецтехники, вероятного отказа в загрузке на нефтеперерабатывающем заводе и т. д. Во избежание подобных неприятностей владельцу автоцистерны рекомендуется купить специальный тестер, способный своевременно выявить сбои в работе сенсоров.
Никто не спорит, что минусы в системе нижнего налива существуют. Однако достоинства данной технологии существенно превосходят эти недостатки.