Техногенные аварии всегда несут за собой негативные последствия. Чтобы устранить вредное воздействие поражающих факторов опасного груза, нужно знать полную информацию о перевозимом материале - его химические и физические свойства, механизмы и степень токсического воздействия на окружающую среду.
Согласно Европейскому соглашению ООН о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ), транспортировка может осуществляться лишь при наличии маркировки (гл. 5.3). Она является обязательным компонентом любой упаковки, в том числе цистерн и содержит информацию о содержимом тары. Указанный на этикетке набор данных должен отражаться в товарно-сопроводительной и транспортной документации.
В зависимости от категории цистерны, вида и количества перевозимого груза, предъявляется ряд требований к маркировке. Нельзя гарантировать, что в разгар техногенной аварии транспортные накладные будут в свободном доступе. Бывали ситуации, когда в условиях ликвидации последствий происшествия указанные на цистерне данные являлись единственным источником информации о природе транспортируемого материала.
ДОПОГ регламентирует использование информационных таблиц. Они должны иметь оранжевую, светоотражающую поверхность. Независимо от класса опасности груза, транспортная тара маркируется как с задней стороны, так и с передней.
Нормативный документ содержит Перечень опасных грузов с присвоенными индивидуальными номерами (гл. 3.2 соглашения ООН). Подобная система позволяет быстро и точно идентифицировать перевозимый материал. Зная код груза, получают информацию о наименовании и описании вещества, группе упаковки и требовании к перевозке. Тара, содержащая потенциально токсичное изделие, оснащается пиктограммой. Знак-табло имеет размеры 25*25 см и включает в себя предупредительные надписи, указывающие на вид и класс опасности.
Подобное правило ООН распространяется на многие номера Перечня. Маркировка позволяет охарактеризовать свойства груза и степень его опасности с помощью кода Кемлера. КЭМ представляет собой комбинацию цифр и букв, где каждый символ отражает определённые показатели. Первая цифра соответствует номеру класса опасности из Перечня ООН, его удвоение говорит о высокой степени токсичности. Если есть буквенное обозначение "Х", значит, вещество бурно реагирует с водой.
Пиктограмму наносят с помощью высыхающей краски или самоклеящийся плёнки. Данные методы гарантируют надёжность и долголетие маркировки в условиях нормальной эксплуатации. Однако имеется их существенный недостаток - чувствительность к огню. После пожаров бывает трудно разобрать нанесённые символы, и возникают сомнения относительно информации о грузе. Поэтому допускается и рекомендуется маркировать цистерны с опасной продукцией посредством использования штамповки или накладных металлических цифр.
Обеспечение гарантии сохранности маркировки может осуществляться путём оснащения автоцистерны двумя информационными таблицами и тремя знаками опасности. Вероятность того, что в экстренной ситуации хоть один из элементов останется целым, намного выше. Таблицы закрепляются со всех сторон - спереди, на водительской кабине, и сзади транспортной единицы. Пиктограммой оснащают боковую и заднюю стороны цистерны-полуприцепа.
Информация маркировки должна точно соответствовать перевозимому опасному грузу. К примеру, если компания осуществляет транспортировку дизельного топлива, маркировка включает в себя следующие обозначения: 1202 - номер ООН, 30 - номер опасности. В случае выгрузки дизеля и наполнения этой же цистерны бензином, информационные таблицы сменяются на другие, где будут указаны цифры: 1203 - бензин моторный, 33 - легковоспламеняющийся. Транспортные компании облегчают данную процедуру путём использования таблиц, позволяющих легко менять символы. Однако знаки-табло чаще всего подвергаются замене.
Требования к маркировке многосекционных средств, транспортирующих сразу более одного груза, отличаются от рассмотренных ранее. Транспортное средство может осуществлять одновременную перевозку нескольких грузов при условии наличия маркировки боковых сторон каждой секции. Отсеки оснащают индивидуальными информационными таблицами, где указываются порядковый номер ООН, класс опасности для каждого перевозимого материала. Пиктограммы размещают по бокам сзади автоцистерн.
Законодательство, учитывая пожелания транспортных компаний, упростило процедуру маркировки для некоторых многосекционных единиц. При совместной перевозке бензина (№1203) и дизеля (№1202), керосина (№1268) и авиационного топлива (№1863) допускается указывать порядковый номер ООН, класс того вещества, наиболее легковоспламеняющегося. Нет необходимости в прикреплении информационных таблиц по боковым поверхностям цистерн. В данном случае транспортную единицу достаточно обозначить маркировкой, соответствующей бензину моторному. Информационные таблицы поместят на водительскую кабину и сзади цистерны, а знаки-табло с номером 3 (легковоспламеняющаяся жидкость) закрепят по бокам и сзади транспортной единицы.
В случае перевозки веществ, принадлежащих разным классам опасности, предъявляются общие требования. При одновременной транспортировке дизельного топлива и моторного масла каждая цистерна будет оснащена сзади и по бокам знаками-табло с номерами 3 (для дизеля) и 9 (для масла).
В таблице приведены примеры маркировок автомобильных цистерн, согласно правилам ДОПОГ для некоторых видов нефти, нефтепродуктов и жидких углеводородов.
№ ООН |
№ опасности |
Наименование |
Табличка |
Информационные табло |
||
---|---|---|---|---|---|---|
1202 |
30 |
Газойль, дизельное топливо, топливо печное легкое |
+ |
- |
||
1203 |
33 |
Бензин моторный, газолин, петрол |
+ |
- |
||
1206 |
33 |
Гептаны |
- |
- |
||
1208 |
33 |
Гексаны |
- |
- |
||
1223 |
30 |
Керосин |
+ |
- |
||
1262 |
33 |
Октаны |
- |
- |
||
1265 |
33 |
Пентаны жидкие |
- |
- |
||
1267 |
33 |
Нефть сырая |
+ |
- |
||
1267 |
30 |
Нефть сырая |
+ |
- |
||
1268 |
33 |
Нефти дистилляты и нефтепродукты, не указанные конкретно |
+ |
- |
||
1268 |
30 |
Нефти дистилляты и нефтепродукты, не указанные конкретно |
+ |
- |
||
1300 |
33 |
Скипидара заменитель |
- |
- |
||
1300 |
30 |
Скипидара заменитель |
- |
- |
||
1863 |
33 |
Топливо авиационное для турбинных двигателей |
+ |
- |
||
1863 |
30 |
Топливо авиационное для турбинных двигателей |
+ |
- |
||
1920 |
30 |
Нонаны |
- |
- |
||
1999 |
33 |
Гудроны жидкие, включая битум дорожный, растворенный в нефтяном дистилляте |
+ |
- |
||
1999 |
30 |
Гудроны жидкие, включая битум дорожный, растворенный в нефтяном дистилляте |
+ |
- |
||
3082 |
90 |
Вещество жидкое опасное для окружающей среды, не указанное конкретно |
+ |
- |
||
3256 |
30 |
Жидкость при повышенной температуре, легковоспламеняющаяся, не указанная конкретно |
+/- |
+ |
||
3257 |
99 |
Жидкость при повышенной температуре, не указанная конкретно |
+/- |
+ |
||
3295 |
33 |
Углеводороды жидкие, не указанные конкретно |
+/- |
- |
||
3295 |
30 |
Углеводороды жидкие, не указанные конкретно |
+/- |
- |
||
3494 |
336 |
Нефть сырая сернистая легковоспламеняющаяся токсичная |
+ |
+/- |
- |
|
3494 |
36 |
Нефть сырая сернистая легковоспламеняющаяся токсичная |
+ |
+/- |
- |
У нас вы можете приобрести технику, которая соответствуют требованиям ДОПОГ: